Знаете ли вы Фета, как знаю его я? Этот вопрос терзает нас сегодня, но он же вызывал недоумение у современников, тех, кто вошел в скрижали школьной программы. Но самой большой проблемой эта тема была для самого автора.
С семьёй, появившейся уже поздно, все в диком разладе, с остальными — не в шоколаде… Какие-то вирши творятся исподволь. С некими удается смириться, кое с кем удается мириться, с другими — категорическая война. Афанасий Фет – единственный из поэтов «золотого века», убежденно ограждающий свой лирический мир от социально - политических и тем более экономических проблем. Однако сами проблемы вызывали интерес автора, становились предметом публицистических статей и очерков, обсуждались им в переписке.
Поэзия для него всегда была рядом, но как бы в стороне. В ней временами были заметны чуждые влияния, что отмечали критики. Этих «инфлюэнсеров» замечали не часто, но вот его аполитичную позицию заметили как современники, так и потомки. Главным для него на протяжении всей жизни являлась саморефлексия.
Все эти диссонансы творческого и жизненного пути Афанасия Афанасьевича и попыталась донести до зрителя труппа театра «Контекст» в спектакле «Фет. Золото».
«Если брать весь период вынашивания, то эта постановка планировалась еще прошлой весной, но по разным причинам пришлось отставить ее на полочке, не знаю почему не складывалось. А уже полноценные репетиции начались в январе»,- рассказал художественный руководитель театра «Контекст» и режиссер-постановщик спектакля «Фет. Золото» Вячеслав Цуцура.
Театр-студия «Контекст» до лета покажет три постановки, посвященные поэтам: Афанасию Фету (золотой век), Марине Цветаевой (серебряный век) и Иосифу Бродскому (поэт-шестидесятник). Каждую из них ставят разные режиссеры.
«Удивительное совпадение, что эти поэты рождались друг за другом. Афанасий Фет умер и родилась Мария Цветаева, она ушла из жизни и через год родился Иосиф Бродский. А второй момент, хочется показать поэта, который очень мало изведан. Поэтому это даже вызов», - добавил художественный руководитель театра.
Одним из самых трудных моментов для этой постановки оказалась любовь Афанасия Фета и Марии Лазич. Это его первая любовь, поэтому переписка и даже личные дневники хранят тайну.
«Это был один из самых трудных сценических и сценарных моментов. Переписки практически не сохранилось. Что она говорила, что она чувствовала, мы не знаем. Он вёл свой дневник, но в нем он тоже ничего не говорил. Не хотелось врать, поэтому мы с ребятами придумывали максимально достоверные диалоги», - поделился худрук театра.
Премьеры спектаклей «Фет. Золото» — 12 и 13 февраля.
Василий Малухин. Фото автора.